Движение по маршруту

Здесь описывается движение по маршруту в походах начального уровня. Более сложным походам по статьям и книжкам не научиться, нужны тренировки и опытный руководитель. Виды туризма, в которых автор не принимал участия, не рассматриваются, поскольку я не вижу смысла в переписывании и редактировании чужих статей на эту тему. 

Движение в горном и пешем туризме

Движение группы в горном туризме
Движение группы в горном туризме

Принципиальной разницы между ними особой нет, разве что в пешем туризме равнинные и лесные участки более протяженные.  Движение по маршруту обычно состоит из переходов по 40…50 минут, и отдыха по 10…20 минут на привалах между переходами. Продолжительность дневного перехода составляет в среднем 6…8 часов, хотя в зависимости от обстоятельств и рельефа местности может уменьшаться или увеличиваться.

Туристы обычно движутся колонной по одному человеку. Впереди идет инструктор или участник, который знает направление движения и выбирает оптимальный путь. Замыкающий группу также должен быть опытным туристом. Не обязательно, да и вообще нежелательно дышать в затылок впереди идущему, но каждый участник похода должен видеть идущего сзади. На сложных и опасных участках организуется страховка, а более сильные участники помогают более слабым в преодолении сложностей. Если обнаруживается, что кто-то отстал и не виден, его обязательно ждут.

Выбор пути определяется рельефом местности, но если есть тропа, совершенно однозначно следует идти по тропе, даже если она кажется не оптимальным путем. Типичная ошибка новичков – желание «срезать» путь и пойти своей дорогой. В результате они оказываются в самых неподходящих местах, и группе приходится подолгу ждать, пока они оттуда выберутся (или их вытащат) на тропу. Тропы для того годами и прокладываются, чтобы идти безопасно и уверенно. Если параллельных троп несколько – выбирайте самую набитую.

При движении по лесу необходимо соблюдаться дистанцию между идущими, чтобы не получить по лицу упругой веткой от впереди идущего. На тело необходимо надеть прочную штормовку или анорак для защиты от острых сучьев и веток. На рюкзаке не должна висеть никакая одежда для просушки или веревка, иначе они будут за все цепляться. Движение по лесу следует производить лишь по тропе, без нее вы далеко не уйдете, и возрастает вероятность встречи с диким зверем.

Переправа
Переправа

Руководитель должен заранее знать, какие реки придется преодолевать на маршруте. Водные преграды в несложных путешествиях обычно преодолеваются по бревнам, камням или вброд. Первым движение через речку начинает опытный участник и показывает путь остальным. На ноги при переправе по каменистому дну нужно одевать прочную обувь, даже если это единственные ходовые ботинки. Воду можно после переправы отжать из носков и вылить из ботинок, зато ноги будут целые. Если есть кеды или кроссовки, оденьте их, только затяните шнурки потуже. Пояс рюкзака при переправе через бурную реку надо расстегнуть, документы переложить в надежный карман в одежде. Если есть палки, используйте их для поддержания равновесия при переправе.

Брод
Брод

Если бурная река имеет в месте переправы сильное течение даже при небольшой глубине, безопаснее переходить ее группами по 3…5 человек, обнявшись за плечи и поставив в центр  более слабых и низкорослых участников (участниц). При наличии веревки опытные участники могут натянуть ее в роли перил для остальных участников. Переправы с полной страховкой требуют наличия страховочного снаряжения и предварительной тренировки, но это уже не входит в походы начального уровня. Часто в горах бурную реку, которую сложно перейти вечером, рано утром можно спокойно перейти по камням, не замочив ног. Поэтому переправы нужно планировать на утро.

Движение на перевал следует начинать по тропе, даже если она кажется кружной и длинной. Если тропы нет, ее нужно искать, она должна быть, если это несложный перевал. Иначе у вас есть шанс выйти на крутые скалы или на перегиб хребта, за которым вертикальная пропасть. Подниматься нужно плотной группой, чтобы не пускать разогнавшиеся камни на тех, кто отстал и идет далеко внизу. На камнепадоопасных и осыпных участках движение производится серпантином (зигзагами) так, чтобы под идущими никого не было внизу. Подъем по снегу или простым скалам производится вертикально вверх плотной группой. Спуск с перевала производится аналогично подъему, в смысле безопасности.

Движение по крутым травяным склонам, как вдоль, так и поперек, требует особого внимания.  Задержаться при срыве на нем проблематично. Случайно спущенный камень будет скакать по траве совершенно бесшумно. Поэтому идти следует плотной группой, в касках, подобно движению на перевал. От летящего небольшого камня можно укрыться, подогнув голову, уткнувшись лицом в склон и накрывшись рюкзаком.

Открытый ледник
Открытый ледник

В горных походах даже начального уровня могут встречаться ледники. Ледники в горах бывают открытые и закрытые. Открытый ледник – это ледник, на котором нет снега и видны все трещины. На закрытом леднике трещин не видно, они закрыты слоем снега. Без специального снаряжения можно ходить лишь по ровным открытым ледникам без больших трещин, обычно там даже есть подобие тропы. Остальные виды ледников ходятся лишь со страховкой.

Встречаются  «крутые» раздолбаи, которые со смехом рассказывают, как они ходили по сложным ледникам в кроссовках, без страховки и без «кошек». Их восторженно слушают девочки и с завистью – мальчики. Но еще большее количество таких раздолбаев ничего не рассказывают, поскольку остаются со сломаными ногами и позвоночниками, или вообще мертвы. Лично мне доводилось участвовать в постановке мемориальной доски вблизи места гибели в ледниковой трещине молодого туриста из молодежной группы, который ходил среди огромных трещин без кошек и страховки.

В горном походе для новичков часто проводятся снежные занятия по технике самозадержания на снежном склоне при помощи ледоруба. Обычно хватает одного дня, чтобы человек научился правильно держать ледоруб и пользоваться им для зарубания. Кстати, такие занятия можно провести и зимой на любом склоне с безопасным выкатом крутизной от 30 градусов и выше и длиной от 50 метров. Обычно такие места известны среди местных любителей горного туризма.

Велосипедный туризм

Велотуризм
Велотуризм

Велосипедный туризм очень популярен для походов выходного дня. Движение велосипедистов проходит как по лесным тропам, так и по шоссейным дорогам. Вот несколько рекомендаций для начинающих велотуристов, отправляющихся в поход выходного дня. 

Ехать надо колонной, соблюдая дистанцию в несколько десятков или сотен метров. На шоссе движение велосипедистов должно быть как можно плотнее, тогда водители дальнобойщики будут больше считаться с вами и не скидывать вас на обочину. Также, как и везде, необходимо ждать отстающих, и выбирать средний темп движения подходящим для всех участников.

При выборе маршрута следует прокладывать его преимущественно по второстепенным шоссейным дорогам и по лесным и дачным грунтовым тропам и дорогам. Так и безопаснее, и комфортнее.  Информацию по лесным веломаршрутам можно найти на многочисленных велофорумах и личных сайтах соответствующей тематики. При движении по шоссе следует помнить, что по правилам велосипедист является равноправным участником дорожного движения, и необходимо соблюдать ПДД. Каждый участник должен иметь при себе мобильный телефон, на тот случай, если вдруг сильно отстанет, заблудится или проколет колесо. 

Необходимо иметь солнцезащитные очки, которые защищают глаза не только от солнца, но и от мелких камушков на трассе, от дорожной пыли, от насекомых, от высыхания роговицы глаза при встречном потоке воздуха. Одежда велосипедистов должна быть яркой и хорошо заметной на фоне шоссейной дороги.

На голову велосипедисту нужен велошлем с вентиляцией, или в крайнем случае, головной убор для защиты от солнечного удара. Велосипед должен быть оборудован багажником и легкой подрамной сумкой для удобства  перевозки обязательного ремнабора, воды, продуктов и личных вещей велотуристов. Минимальный ремнабор включает в себя запасную камеру и инструменты для снятия колес и замены камеры.

Багажник. Все вещи в велопоходе перевозятся только на багажнике в обычном рюкзаке или специальном велорюкзаке типа «штаны». На спине допустимо перевозить только питьевую систему типа «camel bag» в тех случаях если нет фляги в специальном флягодержателе на раме велосипеда.

Также очень полезная вещь – металлический трос с замком, для привязывания велосипеда на велостоянках при возможных экскурсиях по достопримечательностям.